• +7 (47363) 2-19-34
Калач, Ленинская ул, 36

Учебный план 2014 - 2015 гг

                                                                                                                               

                                                                            Утверждаю:

                                               Заведующая МКДОУ

                                          «Калачеевский     детский сад № 2»

                                                                        _____________    Н.А.Поплавская

                                                                           Приказ от «29»  августа   2014г. №21

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

муниципального казённого

дошкольного образовательного учреждения

«Калачеевский детский сад № 2»

на 2014 - 2015 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

г. Калач

2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Учебный план муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Калачеевский детский сад №2» является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (далее – МКДОУ) с учетом его специфики, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.

При составлении учебного плана учитывались: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций; Приказ от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса –совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели - совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственной образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательной деятельности, осуществляется в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, познавательной, коммуникативной, продуктивной, художественно-эстетической, музыкально-художественной, трудовой) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

В соответствии с СанПиН для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 10 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня – по 8-10 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей

от 3 до 4 лет – не более 15 минут,

от 4 до 5 лет – не более 20 минут,

от 5 до 6 лет - не более 25 минут,

от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дняв общеразвивающих группах в младшей и средней группе не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательную деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.

Мероприятия физкультурно-оздоровительного цикла предусматривают закаливающие, оздоровительные, профилактические мероприятия, оптимальный двигательный режим по каждой возрастной, разновозрастной группе, который обеспечивает достаточное время организованной деятельности детей.

С детьми 3-го года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2 раза в неделю, в групповом помещении или в физкультурном зале.

Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию основной образовательной программы для детей, как в общеразвивающих группах и в группах компенсирующей направленности в возрасте от 3 до 7 лет организуются 3 раза в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

Дети дошкольного возраста:

общеразвивающие группы:

- в младшей группе – 15 минут;

- в средней группе – 20 минут;

- в старшей группе – 25 минут;

- в подготовительной группе – 30 минут;

Один раз в неделю для детей дошкольного возраста круглогодично занятия по физическому развитию организуются на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию проводится на открытом воздухе.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная(модульная) часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вариативная часть сформирована образовательным учреждением с учетом приоритетных направлений: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное, компенсирующее.

Мероприятия по профилактике и коррекции интеллектуальных нарушений включает ежедневное проведение индивидуальных и подгрупповых занятий, коррекцию способов усвоения социального опыта, взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности, развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка; преодоление вторичных отклонений в развитии познавательной сферы поведения и личности в целом (в соответствии с методическими рекомендациями по организации работы учителя-дефектолога в дошкольном образовательном учреждении).

Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующим СанПин. (3-4 часа в день для всех возрастных и разновозрастных групп).

 

 

 

 

 

Непосредственно образовательная деятельность

по реализации основной общеобразовательной программы МКДОУ «Калачеевский детский сад №2»

на 2014-2015 учебный год

 

Образо-вательные области

 

 

Разделы образова-тельных областей

 

Пер-вая млад-шая груп-па

 

Вто-рая млад-шая

груп-па

 

Сред-няя груп-па

 

Стар-шая груп-па

 

Под-гото-витель-ная к школе груп-па

 

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

 

Объем НОД (часов /минут) в неделю

 

1

3

4

5

6

7

9

 

Обязательная часть НОД (инвариантная)

 

Познава-тельно-речевое, социально-коммуни-кативное развитие; познава-тельное развитие, речевое развитие

Форми-рование элементарных матема-тических представлений

-

1

2

2

2

 

Познава-тельно-исследо-вательская и продуктивная (конструк-тивная) деятельность

-

-

-

-

-

 

Формирование целостной картины мира

1

1

1

1

1

 

 

Комму-никация / Чтение художест-венной литературы/ грамота

2

1

1

2

2

 

Итого

2 / 20 мин

3 / 45 мин

4 / 80 мин

4/ 100 мин

4/ 120 мин

Художест-венно-эстети-ческое развитие

Развитие музыкально-художест-венной деятельности, приобщение к музыкальному искусству

2

2

2

2

2

 

 

Рисование

1

1

1

2

2

 

 

Лепка

1

0.5

0.5

0.5

0.5

 

 

Аппликация

-

0.5

0.5

0.5

0.5

 

 

Итого

4 / 40 мин

4 / 60 мин

4 / 80 мин

4/ 100 мин

4 / 120 мин

Физическое развитие

Физическая культура

2

3

3

3

3

 

 

Итого

2 / 20 мин

3 / 45 мин

3 / 60 мин

3 / 75 мин

3 / 90 мин

ИТОГО

08 / 1 ч 21 мин

10 / 2 ч 30 мин

11 / 3 ч 40 мин

11 / 4 ч 35 мин

11 / 5 ч 30 мин

Часть НОД, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная)

 

 

Социально-комму-никативное

Формиро-вание гендер., семейн., гражданской принад-лежности, патриот. чувств, чувства принад-лежности к мировому сообществу

-

-

0.5

0.5

0.5

 

 

Формиро-вание предпосылок экологи-ческого сознания

-

-

0.5

0.5

0.5

 

 

Художест-венно-эстетическое

Художест-венный труд

 

Творческая мастерская

(по выбору)

 

1

 

2

1

 

2

1

 

2

1

 

2

1

 

2

 

 

Познава-тельное, речевое

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

-

-

-

2

2

 

 

Форми-рование предпосылок учебной деятельности

-

-

-

-

2

 

 

Итого

1 / 10 мин

1 / 15 мин

2 / 40 мин

3 / 1ч 15 мин

5 / 2 ч 30 мин

Объем недельной образовательной нагрузки

 

 

Объем НОД (час) в неделю

9

11

13

13

13

Объем НОД (минут) в неделю

1 ч 30 мин

2 ч 45 мин

4 ч 20 мин

5 ч 25 мин

6 ч 30 мин

                     

 

 

 

 

 

 

Общая информация

Формы организации обучения, используемые

в МКДОУ «Калачеевский детский сад №2»

 

Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Формы отличаются:

  • по количественному составу участников,
  • характеру взаимодействия между ними,
  • способам деятельности,
  • месту проведения.

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) является основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении.

Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ.

НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части.

Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.

Требования к организации непосредственно образовательной деятельности

Гигиенические требования:

  • непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
  • воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,
  • не допускать переутомления детей на занятиях.
  • предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

Дидактические требования

  • точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
  • творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
  • определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
  • выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
  • обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
  • использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.
  • систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования

  • иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
  • четко определить цель и дидактические задачи НОД;
  • грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
  • поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
  • не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
  • НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
  • НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
  • организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.

 

Формы организации обучения в повседневной жизни.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

  • прогулка, которая состоит из:

  - наблюдений за природой, окружающей жизнью;

  - подвижных игр;

- труда в природе и на участке;

- самостоятельной игровой деятельности;

  • экскурсии;
  • игры:

- сюжетно-ролевые;

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- спортивные игры;

  • дежурство детей по столовой, на занятиях
  • труд:

- коллективный;

- хозяйственно-бытовой;

- труд в уголке природы;

- художественный труд;

  • развлечения, праздники;
  • экспериментирование;
  • проектная деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • показ кукольного театра;
  • вечера-досуги;

В ДОУ выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

  • предметно-игровая,
  • трудовая,
  • спортивная,
  • продуктивная,
  • общение,
  • сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

 

Методы и приемы организации обучения

 

В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами

Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

 

Обучение и воспитание в Учреждении ведется на русском языке. Здесь создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.

 

 

Образовательные стандарты

В МКДОУ «Калачеевский детский сад №2» ведется работа по реализации ФГОС.  При написании Основной Образовательной программы ДОУ мы брали за основу

- Закон РФ «Об образовании»

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.11.2 013) «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ от 17 октября 2013г. №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта»

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного обраованиия»

- Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»